Суббота, 18.05.2024, 22:52Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

"УШКУЙ" - это лодка, а вы что подумали?..

КОРАБЕЛЫ

Застрельщиками эпопеи этого года стали сотрудники Спасского собора Михаил Шелыгин и Константин Редников. По большому счету экспедиция наша состоялась только благодаря этим людям. Они вынашивали идею, делали эскизы и чертежи, заказывали доски, набирали шпангоуты и киль, и главное -принимали решения. Остальные члены команды помогали финансово и редкими набегами - проконопатить щели или покрасить руль под чутким руководством корабелов.

В ходе строительства пришлось сделать массу технологических открытий. Никто не знал, как правильно гнуть доски, как приводить их к шпангоутам. Старинные технологии пришлось дополнить современными материалами и инструментами. Набранные внахлест двухсантиметровые доски скрепляли шурупами с помощью электродрелей. Вместо смолы - битумная автомобильная мастика и финский Pinotex. В итоге наш ушкуй действительно оказался собранным без единого гвоздя - исключительно на шурупах.

Места устроили для четырех гребцов - по веслу на каждого. Но после ходовых испытаний решили, что двух гребцов вполне достаточно. Так, сменяясь попарно, мы и прошли весь маршрут. Скамьи (банки) соорудили съемными - под них потом укладывали рюкзаки. Корму и нос зашили, сделав несколько отсеков с крышками на петлях. В этих рундуках хранилась масса полезной хозяйственной мелочи и съестных припасов.

МАРШРУТ

Старт с лодочной станции г. Кирова. Суперзадача - добраться до Аркуля, где уже была договоренность о том, чтобы оставить лодку до следующего года у местного батюшки. На это у команды ушкуя было 10 дней, которые удалось выделить из насыщенной повседневной жизни. Но никто не знал ни ходовых качеств лодки, ни тем более как повезет с погодой. Поэтому реальная задача была такой: уйти как можно дальше за имеющееся время, но так, чтобы из конечной точки можно было выбраться в Киров. Желательно в течение дня. Беспокойство вызывал вопрос: где оставить лодку до следующего года? Но в этом мы просто надеялись на лучшее.

Итак, выйдя в плавание 26 июля, прошли мы Орлов, Истобенск, Котельнич, Вишкиль, Разбойный Бор, Сорвижи, Васильково, Советск. В день удавалось делать по 30-35 км, поэтому идея добраться до Аркуля отпала на третьи сутки, и 5 августа мы прибыли к пристани Петропавловск, который и стал последним пунктом нашего маршрута.

КРАСОТЫ

Тем, кто бывал, нет смысла нахваливать красоты главной реки области. Замечательны речные пейзажи у Разбойного Бора и в устье Моломы. Красивы с реки Истобенск и Васильково с их церквями на высоком берегу. Захватывает дух, когда смотришь на слияние Вятки и Пижмы с высоты городища. Удивительна "вятская Швейцария". К сожалению, нам удалось пробыть в этой стране только двое суток, увидев ее "предгорья". После впадения Пижмы Вятка делает двадцатикилометровую петлю и выходит к Петропавловску. При этом справа на огромный холм взбираются ельники, а на левом берегу шумят дубравы.

По единодушному мнению команды на любом из мест наших стоянок можно было жить 2-3 дня. Отличные места и для рыболова, и для любителей купания и шашлыков на природе. Единственное, что добраться до большинства из них можно только на лодке. И именно в этом их привлекательность.

ПАРУСА

Хождение под парусом - один из главных восторгов нашего плавания. Парус был у нас один - прямой, сшитый из спанбонда, армированного широкой корсажной лентой. Получилось красиво и функционально. Плыть под парусом в первую очередь означает, что можно не грести, а удобно развалившись на рюкзаках, загорать и созерцать проплывающие мимо пейзажи. Но это при легком ветерке. Когда ветер крепчает и рвет снасть из рук, вся команда "распирается" по судну, держа четыре парусных конца. При этом бег пейзажей ускоряется, о форштевень бьются волны, лицо рулевого суровеет. Хороший ветер наравне с наваристой ухой были основными мечтами и темами для обсуждения. Нужно сказать спасибо вятскому Нептуну. По меньшей мере треть пути от Кирова до Петропавловска нам удалось пройти под парусом и несколько раз побаловаться ушицей.

ЭКСТРИМ

К счастью, Вятка не приготовила нам экстремальных испытаний духа и отваги. По сравнению с Северной Двиной, где наши лодки пару раз попадали в настоящие шторма, плавание по Вятке было мирным. Кроме того, и сам ушкуй - с высоким бортом и небольшой осадкой - показал отличные мореходные качества (не зря в его судовом билете значится, что на нем можно отходить в море от берега на расстояние до 1,5 км).

"Экстрим" в наше путешествие вносили не ветра и волны, а топляки и мели. В этом отношении Вятка абсолютно непредсказуема - под высоким берегом намывает пляж, а под низким болотистым может оказаться глубокая стремнина. Даже бакены и створы бывают плохими советчиками. Недалеко от советского моста мы сели на мель в нескольких метрах от белого бакена, обозначающего фарватер. Неприятные минуты хождения по мелям испытали мы и за Котельничем, аккурат напротив легендарного берега динозавров.

Поймав хороший ветер, мы ходко шли по середине реки, считая, что идем фарватером. На ходу готовили ужин, поскольку упускать возможность пройти несколько лишних километров под парусом не хотелось. Внезапно ушкуй начало подбрасывать. Сначала редко, потом под днищем предательски зашуршало, и ушкуй встал как вкопанный посреди широкой реки, а туристская наша снедь и часть амуниции едва не оказались в воде. Команда на мгновение застыла в трудных позах, спасая добро, после чего посыпалась за борт - выравнивать судно, выводить его на спасительную глубину.

ФАУНА. ТОЖЕ ЭКСТРИМ

Отдельных ее представителей нужно отметить особо. Змеи. Им удалось внести заметное оживление в нашу размеренную жизнь на реке. Повезло, что встречались исключительно ужи. Но в больших количествах. На подходах к Разбойному Бору ужи грелись на камнях и деловито переплывали реку во всех направлениях. Один из таких пловцов умудрился заползти на корму лодки во время движения. Устал, наверное, и решил передохнуть, погреться.

Вопль рулевого, увидевшего под рукой блестящий угольный хвост, и изящно обвивавший черный металл руля, несколько раз отразило эхо прибрежного леса. Литературно выражаясь, вопль означал: это что у нас здесь такое завелось? После началось выдворение ужа палкой. Уж недовольно шипнул и уплыл с гордо поднятой над водой головой.

Другое столкновение интересов произошло на стоянке недалеко от автомоста у Советска. Наша палатка имела большой тамбур, в котором ночью стояли рюкзаки и пара пакетов с продуктами, приготовленными для завтрака. Той ночью из-за особенностей рельефа спать пришлось как раз головой к этому тамбуру. Но уснуть было непросто. Кто-то пыхтел, царапал рюкзаки и противно шуршал пакетами над самым ухом, т.е. в нескольких миллиметрах от него - за тканью палатки. Судя по звукам, это был настырный и наглый ёж. Его совершенно не впечатляли окрики, битье ложками в железные миски, свет фонарей, выскакивающие из палатки злые туристы. Как только затихали мы, он вновь начинал шуршать и царапаться. В конце концов, пришлось вынести продукты из палатки и спрятать их в большую бухту старого металлического троса, вросшего в землю посреди поляны нашего лагеря. Такие вот они, вятские ужи и ежи.

ПОСЛЕДНИЙ ПАРОХОД

Он стоит в зарослях прибрежного ивняка в нескольких сотнях метров от устья Пижмы. Наполовину распиленный на металлолом. Уже без колес, паровых машин и рубки. Труба пока лежит рядом на земле. Так сегодня выглядит последний вятский пароход. По свидетельствам очевидцев, еще в прошлом году он был кораблем - колеса со шплицами, труба и мачты, рубки и машины были на своих местах.

Судьба "Резвого" печальна и характерна. Построенный в 1953 году в Киеве, он был передан в Кировское речное пароходство, где работал в качестве буксира: толкал и таскал по реке баржи и даже снимался в фильмах про гражданскую войну. Потом из него, что совершенно логично, хотели сделать музей речного флота. Но не в областном центре, а в Советске. Там он простоял некоторое время на приколе, пока в 1991 г. его не сорвало со швартовых и не унесло вниз по реке во время половодья. Проходящий буксир затолкал его в заросли, чтобы не мешал движению. И все. В следующем году от "Резвого", видимо, ничего не останется. Вообще, река Вятка, по словам экологов, возвращается в свое естественное состояние. Судоходство на ней практически сошло на нет, скоро, судя по всему, исчезнут створы и бакены.

Идея отыскать "Резвого" была, так сказать, идеологической подоплекой плавания. В его честь был назван наш ушкуй.

УХОДИМ, НО НЕ ПРОЩАЕМСЯ

Итак, 5 августа ушкуй "Резвый" причалил к берегу под швейцарскими домиками пансионата "Наследие". Здесь с пониманием отнеслись к нашим проблемам и позволили оставить лодку, пообещав присматривать за ней. За что администрации пансионата наша команда очень признательна. Ушкуй вытащили повыше на берег и подготовили к зимовке, чтобы следующим летом продолжить путь вниз по Вятке, добраться наконец до Аркуля и дальше - лишь бы ветер был попутным.



Источник: http://www.vmb.kirov.ru/archive/text/11ushkuy.htm
Категория: Мои статьи | Добавил: Naemnik-smerti (06.05.2009)
Просмотров: 2227 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz